МУЗЫКА— МОГУЧИЙ ИСТОЧНИК МЫСЛИ, БЕЗ МУЗЫКАЛЬ­НОГО ВОСПИТАНИЯ НЕВОЗМОЖНО ПОЛНОЦЕННОЕ УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ. (Б. А. Сухомлинский)

Познавательная страница

Учим ноты Приложение помогает быстро освоить нотную грамоту (в басовом и скрипичном ключе), а также проверить свои знания
    Творчество Эдварда Грига
https://drive.google.com/file/d/0B9Op24LKylRLX0tHSmFXY18wZ0k/view?usp=sharing

Музыкальныйкроссворд  https://drive.google.com/file/d/0B9Op24LKylRLNVJPWWVMM1d5Zk0/view?usp=sharing

 Лучшая классическая музыка
                                                                                                                                                                                           https://www.youtube.com/watchv=DTP1kMM_ojU

               Вопросы для музыкальной викторины

1.Знаешь ли ты  детские песни?
- Какие слова «приписал в уголке» мальчик на своем рисунке?
(Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет небо, пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я)
- Что можно делать в сказке?
(В сказке можно покачаться на луне и по радуге промчаться на коне...)
- Кто пасется на лугу далеко-далеко? (Правильно, коровы.)
- Что делали гуси в луже у канавки? (Мыли гуси лапки в луже у канавки)
- Что случилось с медведем, когда он шел к своей берлоге по проселочной дороге?
(Наступил лисе на хвост)
- С кем дружил кузнечик? (Не трогал и козявку и с мухами дружил)
- За что полюбили жука, старика-добряка?
(Очень уж душа легка у него, весельчака)
- Что в голове у Вини-Пуха? (В голове моей опилки, да, да, да!)
- Из чего сделаны наши девчонки?
(Из цветочков и звоночков, из тетрадок и переглядок. Или из платочков и клубочков, из загадок и мармеладок)
- С чего начинается дружба? (Ну, а дружба начинается с улыбки)
- Висит на заборе, колышется ветром бумажный листок. Что на нем написано? (Пропала собака по кличке Дружок)
- Папа может все, что угодно! Плавать брассом, спорить басом, даже дрова рубить. А чего папа не может? (Только мамой не может быть)
- От чего собака бывает кусачей? (Только от жизни собачей собака бывает кусачей)
- Из какого оружия бьет по воробьям королевская охрана? (Если близко воробей - мы готовим пушку)
- Бременские музыканты считают, что ничего на свете лучше нет, чем...? (Чем бродить друзьям по белу свету )
- Что делает кандидат наук, когда первокласснику задают в школе задачу? (Кандидат наук и тот над задачей плачет)
- Что получилось у волшебника-недоучки, когда он захотел сделать грозу? (А получил козу, розовую козу с желтою полосой)
- Раз иголка, два иголка - что будет? (Будет елочка)
- Скорый поезд набирает ход. Какие у него вагончики? (Голубой вагон бежит, качается)
- Если долго топать, ехать и бежать по дорожке, то куда можно прийти? (А-а, можно в Африку прийти)
- Какую песню поет веселый ветер? (Кто весел - тот смеется, кто хочет - тот добьется, кто ищет, тот всегда найдет)
- Какую песенку напевал и в беде, и в бою отважный капитан? (Капитан, капитан, улыбнитесь, ведь улыбка - это флаг корабля...

                                                    Музыкальные загадки.


На листочке, на страничке –                                                 
То ли точки, то ли птички.                              Все сидят на лесенке                                            И щебечут песенки.
(Ноты.)

Проверяют звук и тон
Инструментом ...
(Камертон.)

Шаляпин всем на зависть пел,
Талант огромный он имел,
Всё потому, что изучал
Искусство, что зовут...
(Вокал.)

Слово книжное «вокал»
Как бы проще ты назвал?
(Пение.)                                                                                          
  

Перед хором я стою,
Все молчат, а я пою.
Кто же я? Что за артист?
Ну, конечно же, …
(Солист.)

 На концерте, без сомнения,
Это возглас восхищения.
(Браво.)

В нём четыре музыканта,
Виртуоза и таланта,
Пропоют любой мотив.
Как зовётся коллектив.
(Квартет.)

Он руками машет плавно,                                                                      
Слышит каждый инструмент.
Он в оркестре самый главный,
Он в оркестре – президент!
(Дирижёр.)

Сон и отдых позабыты:
Песню пишет ...
(Композитор.)

Композитор и поэт –
Это творческий ...
(Дуэт.)


В нём так много голосов –
Баритонов и басов.
Восемь теноров, сопрано
Вместе слаженно поют.
Путешествуют по странам
И гастроли там дают.                                                                                
(Хор.)

Он с музыкантом выступает,
Но сам в оркестре не играет.
Он молча должен лишь стоять,
Тетрадку с нотами держать.
(Пюпитр.)

Под музыку эту проводят парад,
Чтоб в ногу шагал генерал и солдат.
(Марш.)

Новогодний бал в разгаре,
Я кружусь по залу в паре.
Этот танец нас пленил,
Его Штраус сочинил.
(Вальс.)

Чем похоже пианино
На бегущую машину?
Есть у них одна деталь
Под названием ...
(Педаль.)

Исполнитель этот юный
С нотной грамотой знаком.
Он по нежным тонким струнам
Водит маленьким смычком.                                                                      
(Скрипач.)

Он – не признанный талант,
А бродячий музыкант.
Чтобы думать легче стало,
Подскажу вам: папа Карло.
(Шарманщик.)

У какого инструмента
Есть и струны, и педаль?
Что же это? Несомненно,
Это звонкий наш...(Рояль.)
Он по виду брат баяна,
Где веселье, там и он.
Я подсказывать не стану,
Всем знаком...(Аккордеон.)

Громче флейты,
Громче скрипок,
Громче труб наш великан:                                                                      
Он ритмичен, он отличен –
Наш веселый...(Барабан.)
Приложил к губам я трубку,
Полилась по лесу трель,
Инструмент тот очень хрупкий,
Называется...(Свирель.)
Три струны, а звук какой!
С переливами, живой.
Узнаю его в момент –
Самый русский инструмент.
(Балалайка.)

Из материи с картоном
У красавицы меха –
Но в присядку и с поклоном
В пляс пускает жениха.
(Гармошка.)

Я стою на трёх ногах,
Ноги в чёрных сапогах.
Зубы белые, педаль.
Как зовут меня? ...
(Рояль.)

Рояль с баяном подружились
И навсегда объединились.
А ты названье угадаешь
Содружества мехов и клавиш?
(Аккордеон.)

Инструмент тот с давних пор
Украшал собой собор.
Украшает и играет,
Весь оркестр заменяет.
(Орган.)

Расскажу тебе, дружок, –
В древние века
Дунул тихий ветерок
В трубку тростника.
Человек услышал вдруг
Нежный, мелодичный звук,
И родился в тот момент
Музыкальный инструмент.
(Дудочка, флейта, свирель – духовой инструмент.)

Этот струнный инструмент
Зазвенит в любой момент –
И на сцене в лучшем зале,
И в походе на привале.
(Гитара.)
 Назовите без ошибки
Инструмент чуть больше скрипки.
Он её ближайший друг,
Но немного ниже звук.
Есть и струны, и смычок,
Он в игре не новичок!
(Альт)

У скрипки есть огромный брат.
Огромней он во много крат!
Смычок коснётся струн сейчас,
И мы густой услышим бас!

(Контрабас.)

Угадай с одной попытки,
Ну-ка, время не тяни!
Я похожа на улитку,
Медным трубам я сродни.
Инструмент я духовой
И, бывает, полковой.
(Валторна.)

Очень древний и простой
Инструмент, внутри пустой.
Палочки упруго бьют,
Ритм ансамблю задают.
Он всегда бывает рад
За собой вести парад.
(Барабан.)

Здесь диск загадан из металла,
В который бьют, чтоб дать сигналы.
Его используют всегда
В телеигре «Что? Где? Когда?».


(Гонг.)

Загадки для музыкальной викторины
(про нотную грамоту)


Семь ребят на лесенке
Заиграли песенки. (ноты)

Стоит пятиэтажный дом,
Проживают ноты в нём (нотоносец)

На листочке, на страничке
То ли точки, то ли птички (нотный стан, ноты)

Пять линеек – дом для нот,
Нота в каждой здесь живёт,
Люди в мире разных стран,
Зовут линейки… (нотный стан)

Он ключ, но ключ не для двери
Он в нотоносце впереди. (скрипичный ключ)

На нотную запись смотрю, да смотрю,
Всё понимаю и говорю:
«Мелодию делим в отрезки, вот так!
И видим, что каждый отрезок…» (такт)


Писали ноты,  между ними
Черту всё время проводили
Вертикальная палочка та-
это …. (тактовая черта)

Сам с собой он поругался,
И от злости разорвался.
Такта этого начало
Позади всей пьесы стало. (затакт)

Точка над нотой
И точка под нотой,
Скажи-ка нам, точечка,
Кто ты?? ( стаккато)
- Ой дуга какая тут!
Как, скажи, тебя зовут?
- В пьесах роль моя важна,
Нотам очень я нужна
Для того, чтоб их учить,
Плавной поступью ходить.
Ну, а поступь та, ребята,
Называется … (легато)

                                                Два стихотворения



В музыке, друзья, бывает
Что все ноты замолкают.
Это паузой зовут,
 Нотам отдохнуть дают.
Кирпичик, червячок, крючок,
Всё это паузы-молчок!
Крючок- молчи одну восьмушку,
А червячёчек- четвертушку,
Кирпичик вниз – молчи два счёта,
Смотри, не сбейся ты с расчёта.
Ну ,а кирпичик если так,
Молчать придётся целый такт.

Музыкант и дирижер радуются с нами:
Про мажор и про минор, мы расскажем сами
Жили-были братья гномы.
Дом их рядом с нотным домом.
Брат Мажор с Минором братом –
Дав различных брата-лада.
Я – Мажор, бегу, кричу,
Я – Минор, иду, грущу.
Я – Мажор, смеюсь, шумлю,
Я – Минор, шепчу и сплю.
Я – Мажор,весёлый гном,
Счастлив даже под дождём,
Я – Минор, печальный гном,
Грустный прихожу я в дом.
Я – Мажор, как помидор,
Красный, очень яркий,
Белым назовём Минор,
Как подснежник в парке.
Интересный разговор,
Стали мы друзьями,
Про мажор и про минор
Рассказали сами.

                          (Про  музыкальные инструменты)


Их ставят на стол,
Когда стол накрывают,
На них музыканты        
В оркестре играют. (тарелки)

Музыкальным инструментом
Кашу есть и щи хлебать
Можно запросто, а после
Для друзей своих сыграть. (ложки)

У какого инструмента струны есть и есть педаль,
А ещё клавиатура?
Что же это?? Наш … (Рояль)

Я музыкальный инструмент,
Но обо мне заходит речь
В домах, где холодно зимой,
И там, где люди топят печь. (труба)

Стоит на тонкой ножке
В деревянной одежке,
К плечу ее прижимают,
Обнимая,смычком играют. (виолончель)

Я стою на трёх ногах,
Ноги в чёрных сапогах,
Зубы белые, педаль,
Как зовут меня? (рояль)

В руки ты её возьмёшь,
То растянешь, то сожмёшь!
Звонкая, нарядная, русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь, как зовут её? (гармонь)

У неё вся душа нараспашку
 И хоть пуговки есть – не рубашка
Не индюшка,  а надувается,
И не птица, а заливается. (гармошка)

У него рубашка в складку,
Любит он плясать вприсядку,
Он и пляшет и поёт,
Если в руки попадёт.
Сорок пуговиц на нём
С перламутровым огнём.
Весельчак, а не буян-
Голосистый мой … (баян)

Сам пустой, голос густой,
Дробь отбивает, шагать помогает (барабан)

Со мной в поход легко идти,
Со мною весело в пути,
И я крикун, и я буян,
Я звонкий ,круглый … (барабан)

Деревянные подружки
Пляшут на его макушке,
Бьют его, а он гремит –
в ногу всем шагать велит. (барабан)

Как будто девушка запела
И в зале словно посветлело.
Скользит мелодия так гибко,
Затихло всё играет … (скрипка)

Больше скрипки в десять раз,
Инструмент тот - … (контрабас)

Музыкант смычок берёт,
К инструменту он идёт.
Назовём мы как сейчас
В оркестровой яме бас? (контрабас)

А всего- то три струны
Ей для музыки нужны.
Всех игрою веселит!
Ой, звенит она, звенит.
Кто такая , отгадайка?
Это наша ….(балалайка)

Три струны, а звук какой!
С переливами,  живой.
Узнаю его в момент –
Самый русский инструмент. ( балалайка)

Он церковный наш служитель.
Был для Баха вдохновитель.
Весь оркестр заменит один.
Как называется тот господин? (орган)

Инструмент тот с давних пор
Украшал собой собор.
Украшает и играет      
Весь оркестр заменяет. (орган)

Этот струнный инструмент
Зазвучит в любой момент –
И на сцене в лучшем зале,
И в походе на привале. (гитара)

Рояль с баяном подружились
И навсегда объединились.
А ты названье угадаешь
Содружества мехов и клавиш? (аккордеон)

Звучит сигнал, на бой зовёт
Вставай, солдат, она поёт. (труба)
                                                         
В переводе с немецкого это –«рог»
С трубою схожеа, вам скажет народ.
Духовой инструмент, без сомнений, бесспорно
А зовётся красиво он.
Это …. (валторна)


                               Муз.жанры, термины, понятия.


Под музыку эту проводят парад,
Чтоб в ногу шагал генерал и солдат. (марш)

Новогодний бал в разгаре,
Я кружусь по залу в паре.
Это танец нас пленил,
Его Штраус сочинил. (Вальс)

Танец дома в коридоре,
Репетировала я.
Все движения из танца
Выучила вся семья.
Знает даже кошка Мурка,
Как танцуется …. (мазурка)

На балах он танцевался
И торжественным считался.
Кто не знал, тот и не лез.
Ну, а танец - … ( полонез)

Балы ….балы … и музыка играет,
На танец даму кавалеры приглашают.
Французский танец движет силуэт,
А танец называют … (менуэт)




Все герои спектакля на сцене танцуют –
Не поют, не играют и не рисуют.
Прекрасней спектакля в театрах нет.
А называется он просто …. (балет)

В театре очень интересно,
Когда в спектакле все поют,
И музыку играл оркестр,
Спектакль как же назовут?  ( Опера)

Запись нот объединяет
Инструментов голоса,
Что в оркестре нам играют:
Птичка – флейта, волк – труба.
Запись нот в такой текстуре
Называют …. (партитурой)

Коллектив музыкантов, что вместе играют,
И музыку вместе они исполняют.
Бывает он струнный и духовой,
Эстрадный, народный и всякий другой (оркестр)


Слышится песня. Красиво звучит,
Она о русских святых говорит.
В их честь песнопения звуки пролиты,
И все узнают, это песня - … (Молитва)

Он на сцене выступает,
В хоре песню начинает.
Исполняет весь куплет,
Хор припев поет в ответ. (солист)

Как монолог музыкальный зовётся,
Когда он на сцене артистом поётся? (ария)

На концерте без сомнения,
Это возглас восхищенья.
Чтоб ещё артист сыграл,      
Отгадай, что зал кричал? (браво, бис)

В нём четыре музыканта,
Виртуоза и таланта,
Пропоют любой мотив,       
Как зовется коллектив? (Квартет)

Исполнителей в нём восемь,
Отгадать ансамбль просим. (октет)

Он руками машет плавно,
Слышит каждый инструмент,
Он в оркестре самый главный,
Он в оркестре президент! (Дирижёр)

Голос мальчишки и женщины тоже,
И инструмент, так на скрипку похожий, -
Всё называется словом одним.
Ты догадался, конечно, каким? (альт)

Он с музыкантом выступает,
Но сам в оркестре не играет.
Он молча должен лишь стоять,

Тетрадку с нотами держать. (пюпитр, пульт)

История создания международного конкурса оркестров и ансамблей им. Н.П.Будашкина в Чите


Николай Павлович Будашкин -«самородок»,выдающийся музыкант – композитор, лауреат государственных премий, народный артист РСФСР, профессор. Его произведения для народных инструментов – Концерт для трехструнной домры с оркестром, Концертные вариации на тему русской народной песни «Вот мчится тройка почтовая» для балалайки с оркестром стали «классикой» репертуара для исполнителей на домре и балалайке[2]. Созданные Н.П. Будашкиным произведения для народного оркестра вошли в золотой фонд отечественной культуры.
Родился Н.П. Будашкин 24 июня (6 августа) 1910 года в деревне Любаховке Калужской губернии (в настоящее время это Калужская область). Но с 1917 по 1929 год Н.П. Будашкин проживал вместе с семьей в Чите. Именно здесь проя Николай Павлович Будашкин -«самородок»,выдающийся музыкант – композитор, лауреат государственных премий, народный артист РСФСР, профессор. Его произведения для народных инструментов – Концерт для трехструнной домры с оркестром, Концертные вариации на тему русской народной песни «Вот мчится тройка почтовая» для балалайки с оркестром стали «классикой» репертуара для исполнителей на домре и балалайке[2]. Созданные Н.П. Будашкиным произведения для народного оркестра вошли в золотой фонд отечественной культуры.
Родился Н.П. Будашкин 24 июня (6 августа) 1910 года в деревне Любаховке Калужской губернии (в настоящее время это Калужская область). Но с 1917 по 1929 год Н.П. Будашкин проживал вместе с семьей в Чите. Именно здесь проявились его спо вились его способности, замеченные коллегами и руководителями коллективов: талантливый юноша играл сразу в двух оркестрах – любительском духовом и оркестре народных инструментов паровозоремонтного завода (ПВРЗ), делал первые шаги как композитор. Рабочие ПВРЗ рекомендовали его на рабфак Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, где он обучался у Р.М. Глиэра и Н.Я. Мясковского.
Только в 1976 году композитор вновь приехал в город своей юности. Инициатива исходила от читинских музыкантов – преподавателей Читинского музыкального училища, задумавших провести первый областной конкурс оркестров и ансамблей народных инструментов среди музыкальных школ. Повысить статус конкурса, привлечь к нему внимание со стороны руководства культурой страны мог приезд в качестве председателя жюри проживавшего в юности в столице Забайкалья известного композитора Н.П. Будашкина. Организаторы конкурса ставили перед собой двуединую задачу: во-первых, пропагандировать музыкальную классику и русские народные инструменты; во-вторых, совершенствовать мастерство юных музыкантов. После получение согласия композитора на конкурс в Читу съехались 19 оркестров и ансамблей, всего свыше 400 человек. Конкурс получил большой общественный резонанс. Его организаторов поздравили члены Секретариата правления Союза композиторов СССР. В адрес жюри поступила поздравительная телеграмма за одиннадцатью подписями от Т. Хренникова, Д. Кабалевского, А. Хачатуряна, Р. Щедрина, и др. Главный приз конкурса – тульский баян и комплект ударных инструментов – был вручен оркестру народных инструментов ДМШ Центрального района [3].
Значение конкурса трудно переоценить. Профессиональный анализ результатов первого конкурса, данный Н.П. Будашкиным, стал толчком к дальнейшему сотрудничеству читинских музыкантов и композитора, который все последующие годы помогал своим землякам в их трудном, но благородном и необходимом для региона начинании. Проводимый один раз в два года, конкурс являлся своеобразным ориентиром, направляющим деятельность всех детских музыкальных школ области.
Повышение уровня исполнительства в оркестрах и ансамблях школ выдвинуло новые требования к организации методической и учебной работы в музыкальном училище. Второй конкурс оркестров и ансамблей в 1978 году носил уже имя Н.П. Будашкина. Конкурс проводился в рамках Всесоюзного фестиваля искусств. В нем участвовало 650 человек, в том числе 400 человек – из сел и поселков области. Программы отдельных школ включали достаточно сложные классические произведения.
В 1980 году третий конкурс оркестров и ансамблей был приурочен к фестивалю «Цветущий багульник»[3]. В заключительном концерте победителей наряду с юными музыкантами-любителями принимали участие и профессионалы. Впервые также выступали учащиеся Братского музыкального училища и Красноярского училища искусств – победители конкурсов Красноярской зоны. Такая форма музыкально-просветительской деятельности придала большую весомость самому конкурсу, способствовала успешной популяризации исполнительства на народных инструментах и классического музыкального наследия. Диапазон исполняемой в программах конкурсантов музыки был предельно широк: кроме народной музыки звучали произведения Баха, Генделя, Прокофьева, Шостаковича. Это был последний конкурс, на котором присутствовал композитор.
Конкурс имени Н.П. Будашкина перерастал учебные рамки и становился своеобразной формой пропаганды классической и народной музыки. В 1982 году участники, количество которых возросло до 700 человек, выезжали на крупные предприятия Читы и выступали перед рабочими коллективами. География конкурса расширялась: были приглашены коллективы из музыкального училища и Восточно-Сибирского государственного института культуры г. Улан-Удэ. В заключительном концерте принимал участие оркестр русских народных инструментов института культуры под управлением В.В. Китова.
Каждый конкурс становился событием в музыкальной жизни Читы, собирал все больше и больше слушателей. В 1985 году число участников еще более увеличивается: вместе с юными музыкантами участвуют преподаватели музыкального и культурно-просветительного училищ Читы, коллективы Улан-Удэнского музыкального училища, детских музыкальных школ из Белогорска Амурской обл. и ст. Хор Хабаровского края. Всего в смотре участвовало свыше тысячи музыкантов. Жюри, состоявшее из преподавателей училища, возглавил доцент Красноярского института искусств, ныне профессор Красноярской государственной академии музыки и театра В.А. Аверин. Этот конкурс отличался необычайной массовостью: наряду с оркестрами, ансамблями и солистами выступали хоровые коллективы города. В программах коллективов звучали произведения В. Андреева, Н. Будашкина, И.С. Баха, Э. Грига, М. Глинки, И. Дунаевского, К. Листова, А. Новикова, Г. Свиридова, П. Чайковского, И. Штрауса, Ф. Шуберта, Б. Ямпилова, местных авторов – Л. Аверьянова, В. Волкова, Ю. Смородникова.
В 1988 году конкурс был посвящен 100-летию создания В. Андреевым оркестра русских народных инструментов. Такого подъема и единодушия как музыкантов, так и слушателей не было ни на одном из предыдущих конкурсов. На этот раз гостем конкурса был оркестр русских народных инструментов Новосибирского телевидения и радио под руководством засл. деятеля искусств РСФСР, проф. В. П. Гусева. Членами жюри были засл. артист Украинской ССР В. Илляшевич и композитор, пианист, кандидат искусствоведения В. Блок. В телеграмме председателя правления Всероссийского музыкального общества, председателя комиссии по пропаганде народной инструментальной музыки засл. работника культуры РСФСР Е.И. Максимова отмечалось большое значение конкурсов им. Н.П. Будашкина для культуры страны.
К началу 1990-х годов конкурсы становятся праздниками, в которых участвуют исполнители на народных инструментах из соседней Бурятии и Амурской области. Связь конкурса с музыкальной культурой региона становится настолько тесной, что даже в период усилившихся дестабилизационных процессов в экономике и культуре города регулярность проведения конкурсов ни разу не была нарушена: он ни разу не был отменен и продолжал регулярно собирать слушателей на праздники музыкального искусства, какими стали конкурсные выступления коллективов. Бывший раньше локальным «мероприятием», в условиях практически прекратившихся внешних гастролей из музыкальных центров страны и региона конкурс становится заметным явлением и, практически, единственным средством пропаганды академической музыки в городе.
В конце 1990-х годов конкурс им. Н. Будашкина выходит на региональный, а затем и международный уровень. В Х областном (I региональном конкурсе) (2000) участвовали 52 творческих коллектива (1000 человек) из Амурской, Иркутской областей, Красноярского и Хабаровского краев, Республики Бурятия и др. В жюри работали ведущие специалисты музыкальных ВУЗов России. В частности, председатель жюри – В.П. Гусев, народный артист России, члены жюри – заслуженный артист Российской Федерации, лауреат всероссийских и международных конкурсов профессор КГАМиТ С.Ф. Найко, композитор Я. Кувахара (Япония) и др. В 2003 год конкурс приобретает статус Международного и к концу 2010-х гг. заслуженно приобретает широкую известность в Центрально-Азиатском регионе.

В 2010 г. на IV (XIII) Международном конкурсе оркестров и ансамблей народных инструментов, посвященном 100-летию со дня рождения Н.П. Будашкина принимали участие народные коллективы из 11 муниципальных районов Забайкальского края, 59 коллективов из Иркутской, Амурской, Ростовской областей, Хабаровского, Приморского, Красноярского, Камчатского краёв, республик Бурятии, Саха (Якутия), Хакасии. Впервые была введена новая номинация — видеоконкурс, в котором приняли участие музыканты из других стран: Монголии, Китая, Азербайджана, Белоруссии и Японии. Число участников конкурса в 2010 году составило около 900 человек. На конкурсе присутствовали его первые организаторы – Александр Голубинский и заслуженный деятель искусств России Эдвард Маковский[4]
31 октября стартовал международный конкурс оркестров и ансамблей народных инструментов имени Будашкина. В эти минуты проходит концерт-открытие масштабного мероприятия.
О значимости и масштабах конкурса красноречивее всего говорит состав жюри. Мастера дирижерского искусства Владимир Гусев из Новосибирска, Олег Огнев из Улан-Удэ, Сергей Арбуз из Владивостока. Среди них и Эдвард Маковский, профессор кафедры военных дирижеров Военного университета Москвы, кандидат философских наук, обладатель ордена "Профессионал России".
Эдвард Маковский, член жюри конкурса: "То, что он живет, что он самый старейший конкурс в России, потому что мы первые начинали конкурс Будашкина именно такого. В России больше нет в таком качестве широком. Здесь принимают участие не только дети, но преподаватели играют, приезжают профколлективы, учебных заведений. Он приобретает такой вес и, конечно, хотелось, чтобы он сохранил свой потенциал, который заложен".
Конкурс собрал более 700 участников из районов Забайкальского края, республики Бурятии, Иркутской области, Красноярского и Хабаровского краев. Конкурсанты из Китая, Белоруссии и Казахстана будут принимать участие заочно - жюри оценит их игру по видеороликам, которые они прислали.
Олег Огнев, член жюри конкурса: "Последние конкурсы показывают, что национальные оркестры, бурятские оркестры тоже становятся на очень высокий уровень. 
Татьяна Буданова, директор Забайкальского краевого училища искусств:"Они с удовольствием откликнулись, чтобы принять участие в этом творческом новом проекте, и силы творческие собраны. Играют солист филармонии Сергей Колядин, солист "Забайкальских узоров", выпускники нашего училища, играют нынешние студенты. Вот так сборная команда представит сегодня этот концерт. Концерт является образцом классической стройности и выстроенности академической формы, ему нет аналогов с точки зрения выстраивания композиционной формы концерта. Для всех музыкантов будет интересный подарок".
Музыкальный праздник длиною в пять ярких незабываемых конкурсных дней завершится 4 ноября гала-концертом лауреатов и дипломантов конкурса.


Цыганков Александр Андреевич


Выдающийся российский домрист, композитор, педагог, деятель культуры. 
Народный артист России, профессор Российской Академии Музыки им. Гнесиных, член Союза композиторов Москвы. 

Александр Цыганков родился 1 ноября 1948 года в г. Омске, там же получил начальное музыкальное образование. Окончил Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных, класс профессора Р. В. Белова, и ассистентуру-стажировку там же. Факультативно прошел курс композиции у профессора Ю. Н. Шишакова. 
Лауреат I премии I Всероссийского конкурса исполнителей на народных инструментах в Москве (1972 г.) в номинации "домра" и на Международных конкурсах в г. София (Болгария 1968 г.) и г. Братислава (Словакия, 1981 г.). 
В 1971 году Александр Цыганков стал солистом на домре и концертмейстером группы малых домр Государственного академического оркестра русских народных инструментов им. Н. П. Осипова.
С 1982 года и до настоящего времени Александр Цыганков – солист на домре в концертно-филармоническом отделе (ныне объединении) Москонцерта. Со своим жизненным другом, женой и блистательной пианисткой – аккомпаниатором Инной Шевченко в течении 36 лет А. Цыганков дал около 1500 сольных концертов во всех регионах Российской Федерации, республиках бывшего Советского Союза и зарубежных странах. В России нет ни одного крупного города, где бы не звучала домра А. Цыганкова. С Инной Шевченко записано несколько компакт-дисков в России, Голландии, Японии, США.
На протяжении 40-летнего творческого пути А. Цыганков активно участвует в камерно-ансамблевой деятельности, среди ансамблей – "Русская мозаика", Трио под управлением Анатолия Беляева, ансамбль "Русский Фестиваль", квартет "Родимая сторонка", "Московский квартет" Российской Академии музыки им. Гнесиных.
В мае 2008 года, "Московский квартет" Российской Академии музыки им. Гнесиных был удостоен гран-при "Менухин голд прайз" и специального приза за этническую направленность программы на VI международном конкурсе камерной музыки в г.Осака (Япония).
Композиторская деятельность неразрывно связана с исполнительской деятельностью. Музыкант-виртуоз досконально знает возможности домры и использует в своих сочинениях пассажную технику, аккорды, двойные ноты, трехголосную полифоническую фактуру, пиццикато левой рукой, одинарные и двойные флажолеты, а так же различные сочетания этих приемов. Авторские сборники, изданные в крупнейших издательствах России стали "Школой высшего исполнительского мастерства на котором воспитано не одно поколение исполнителей на домре".
Эффектные концертные пьесы Александра Цыганкова звучат на конкурсах молодых исполнителей, в программах как солистов, так и ансамблей, и оркестров на всей территории России и за рубежом.
Бесспорным удачами в области крупной формы можно считать создание "Рапсодии на русские темы", цикла "Каприсы в романтическом стиле", Сонаты для домры и фортепиано, Концерта для балалайки/домры с оркестром. 
Большинство произведений для домры в сопровождении фортепиано (Заслуженная артистка РФ, дипломант Всероссийских конкурсов Инна Шевченко) записаны на компакт-диски "Тридцать лет вместе", "Кругосветное путешествие", "Американский сувенир".
При активном участии А Цыганкова вырабатывались критерии изготовления современных концертных инструментов мастерами И. В. Емельяновым, В. И. Хромовым, В. М. Шустовым, Е. С. Шибаловым, Н. Н. Мухиным, отцом и сыном Сержантовыми, В. С. Павловым.
На фестивалях В. В. Гребенникова "Созвездие мастеров" А. А. Цыганков является председателем жюри конкурса мастеров, изготавливающих домры.
А. Цыганков работает как член жюри и председатель огромного количества конкурсов: Всероссийские конкурсы исполнителей на народных инструментах в г. Туле, Нижнем Новгороде, Твери, Владимире, международные конкурсы "Кубок Севера" в г. Череповце, международные конкурсы "Лира Прииртышья" в Омске, "Евразия" в Екатеринбурге, конкурсы им. Андреева в Санкт-Петербурге и в Москве, открытые Сибирские конкурсы юных исполнителей в г. Кемерово и Новосибирске, конкурсы им. Н. П. Будашкина в Москве и Калуге, конкурс дирижеров в г. Красноярске и многие другие. Александр Цыганков был приглашен в жюри международных конкурсов профессиональных исполнителей на мандолине в г. Осака (Япония) и “Ясуо Кувахара competition в г. Хаммельбург (Германия).
Огромное внимание Александр Цыганков уделяет просветительской работе по популяризации домры и других народных инструментов. В конце 70х – начале 80х он был ведущим популярного цикла передач на 1-ом канале ЦТ «Голоса народных инструментов» . Сейчас музыкант не прекращает интенсивную концертную деятельность, сотрудничая с профессиональными оркестрами Петрозаводска, Волгограда, Белгорода, Краснодара, Красноярска, Ульяновска, Нижнего Новгорода, Омска, Новосибирска, Тулы, Калуги, и других городов России. Музыкант активно сотрудничает с балалаечно-домровой ассоциацией США, с любителями домры и балалайки Швеции, Норвегии, Финляндии, Японии, и других стран.
Периодически музыкант выступает с симфоническими оркестрами. Это коллективы Омской, Воронежской филармоний, Губернаторский симфонический оркестр в г. Ярославле, оркестры Дортмунда, Вупперталя, Бонна (Германия).
Александр Цыганков является автором музыкального проекта "От классики до рока", в котором активное участие принимает младший сын, молодой рок-гитарист, лауреат Международных конкурсов Антон Цыганков, и молодая исполнительница на синтезаторе Алина Серова.
Музыкант преподает на кафедре струнных народных инструментов Российской Академии музыки им. Гнесиных. Воспитанники класса Александра Андреевича являются лауреатами Всероссийских и Международных конкурсов.
Александр Цыганков – кавалер ордена Дружбы и лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области культуры за 2008 г. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий